Якоб Штайнер, 4 часть
Информация из справочника "Скрипичные мастера от средних веков до настоящего времени" (1912 г.).
Виллибальт Лео Фон Лютгендорфф (перевод с немецкого).
Якоб Штайнер (Jacob Steiner) – родился 4 июля 1621 года в Абзаме (Тироль), умер в 1683 году.
Четвёртая часть.
Предыдущая статья: Якоб Штайнер, 3 часть.
В Германии и Англии работа Штайнера принята в качестве единственного образца по созданию скрипки. Его работа была также подделана во Франции, что продемонстрировала, несомненно, французская скрипка в Музее консерватории в Брюсселе, в которой обнаружена бессмысленная печатная записка: «Jacobus Staainer Films, в absam prope omni pontum 1558».
Даже в Италии модель Штайнера была скопирована, не говоря уже о влиянии его творчества на Д. Текхлера и римскую школу. Да, великолепие его славы затмевает величайших итальянских мастеров во всех германских странах в XVIII веке. Только с повышенными требованиями к скрипке и силой её тона в XIX веке, которым образцы Штайнера не вполне способны удовлетворять, Кремоны теперь стали предпочтительнее повсюду. Однако скрипки Штайнера навсегда сохраняют свою коллективную ценность, и поэтому его настоящая работа выходит на первый план немногим реже, чем настоящий Страдивари.
Самые красивые скрипки Штайнера находятся в английском владении; а то, что находится в Германии, не подтверждено полностью на сегодняшний день.
Пока что в реальных работах были найдены только рукописные листы бумаги, поэтому сомнительно, использовал ли он когда-либо печатные. Было бы желательно составить список действительно настоящих скрипок Штайнера и их владельцев. Из более крупных коллекций – только Общество друзей музыки в Вене, Музей Парижской консерватории, Государственная коллекция в Берлине, Княжеская Лобковицкая коллекция в замке Раудница в Богемии (контрабас 1677 года, скрипки 1652, 1653, 1657, 1661 и 1667 годов).
Хаммерле в Вене владеет альтом и тремя скрипками, одна из которых является одной из самых красивых работ Штайнера. И аналогичная работа профессора Анзолетти в Милане (его реликвия из Бозена, Семья художника).
Также скрипка 1675 года А. Хеуш в Аахене.
Скрипка 1660 года находится в церкви на Страхове, одна 1676 года в Пражской крепости, в церковном хоре в Мурнау-ам-Штаффельзее есть контрабас. В некоторых баварских и австрийских монастырях все ещё могут быть настоящие работы Штайнера. Например, каноны Нойштифта в Бриксене в Тироле считают, что есть две скрипки с 1655 по 1661 год, монастырь Св. Флориана со скрипкой 1670 года и деканат рынка Обервеллах (Каринтия) имеет похожую.
У профессора Густа Холландера в Берлине также есть очень красивая скрипка Штайнера, к сожалению, без этикетки. Виола да гамба 1667 года В. Э. Керри и виола д'амур в Музее Каролино Августейма в Зальцбурге.
Виолончель Макса Эйзенберга в Гамбурге, тенор гамба, который благодаря своей великолепной работе можно считать подлинным, несмотря на печатную (а не письменную) записку Фрица Вильдхагена в Хайензее, Берлин. И альт – бухгалтер Фридрих в Познани.
Монастырь Нидермюнстер в Регенсбурге унаследовал скрипку, которая была сохранена в своем первоначальном состоянии от церковного композитора Хоера.
Жизнь Штайнера неоднократно становилась предметом исследовательских работ.
Капеллан Себастьян Руф (1802 – 1877) написал действительно ценную биографию. После него офицером архива Клааром были сделаны только две находки, которые позволяют нам ближе рассмотреть судьбу Штайнера. Также значительна работа проф. доктора Ф.Лентнера «Резюме Якоба Штайнера в свете архивных исследований».
Комментариев пока нет