Антонио Страдивари. Вторая часть
Информация из справочника "Скрипичные мастера от средних веков до настоящего времени" (1912 г.).
Виллибальт Лео Фон Лютгендорфф (перевод с немецкого).
________________________
Интереснейшая статья-исследование, взгляд столетней давности — из начала XX века — на жизнь и творчество величайшего мастера.
Ваши skripkimira.ru.
(начало: Первая часть)
Страдивари, Антонио (Stradivari, Antonio) — Кремона. Родился между 1640-1650 гг., умер 18 или 19 декабря 1737 г. в Кремоне.
Страдивари взял для потолка самую лёгкую, прозрачную древесину. Выпуклость образовывала так называемый выступ вдоль стыка. Цепная линия, как и поперечные профили потолка, образуют цепные линии. Толщина крышки в челюстях составляет 2 1/2 мм, в месте расположения ножки (в грудке) – 4 мм. Диаметр малого звукового круга составляет 40 мм; его центральная точка находится в стыке под мостиком; в 3,5 мм от него вверх находится центральная точка большого звукового вала, длина которого составляет 95 мм, а ширина – 70 мм. В этом овале потолок имеет толщину 3 1/2 мм. К земле он подобрал самый красивый клен, расколотый после зеркала; высота груди у него, как и у одеяла, составляла 14-15 мм. Толщина грунта часто колеблется и доходит до 6 мм. Балки имеют высоту, равную высоте пола и потолка вместе взятых, то есть 30 мм, так что общая высота составляет 60 мм. Во всяком случае, он всегда стремился достичь этой меры, потому что, делая изгиб немного более плоским, он увеличивал выступы вокруг недостающего (*4).
*4) Если потолок был выше, то пол он брал более плоским, чтобы общая высота составляла 60 мм.
Он уменьшил высоту верхних карнизов на 2 1/2 мм; по мнению Рихера, для придания натяжения потолку и придания горловине необходимого сопротивления; более вероятно, что он сделал это только для того, чтобы придать меньшей воздушной камере соответствующий меньший объем. К внутренней части он относился с той же тщательностью, что и к внешней, возможно, даже с большей; поэтому не случайно и то, что он сделал колодки из лёгкого ивового дерева. Басовая струна слабая и наилучшим образом соответствовала требованиям, предъявляемым к скрипке во времена мастера, но, конечно, в настоящее время её необходимо заменить на более мощную. F-образные отверстия, нижние лепестки которых всегда кажутся выдолбленными, непревзойдённы по своему благородному размаху; полая горловина расположена на расстоянии 4 мм от края и плоская.
Улитка находится в полной форме и уже не так глубоко выдолблена, как во втором периоде. На дне есть кленовый штифт сверху и снизу, который наполовину просверлен во вкладыше, чтобы прикрепить основание к форме. Базовый слой золотисто-жёлтого цвета покрыт светло-красным лаком, и теперь он выглядит немного коричневатым. Он имеет прекрасный огненный оттенок, мягкий и эластичный, и его особенность в том, что даже сегодня, если на неё подольше подержать палец, на нём остаются отпечатки линий кожи. Общий вес скрипки Страдивари без корешка, грифа и струны составляет 260-275 г. В основном модель отличается расширением нижней части и относительным сужением средней части, что придаёт всему элегантный вид. Контуры лишь немного изогнуты у основания горловины и на хвостовике и кажутся почти полностью прямыми в центре (углы почти полностью прямые; выступающие и широкие. F-образные отверстия, которые всё ещё позволяют увидеть их происхождение от Амати, маленькие и тонко вырезанные, с небольшим наклоном, чтобы уменьшить пространство между верхними закругленными концами. Но это описание, как я уже сказал, может быть верным только в главном, поскольку в отдельных случаях он всё же допускал небольшие отклонения, вероятно, вызванные и адаптированные к особенностям материала, который ему предлагался в каждом конкретном случае. Страдивари развил невероятную плодовитость; но даже если бы он изготавливал только одну скрипку в неделю, всё равно при его шестидесятилетнем трудовом стаже это даёт около 3000 скрипок. Он получал за скрипку 10-15 цехинов или 5-8 пистолей, что, однако, при тогдашней покупательной способности денег уже представляло собой довольно высокую цену (*5).
*5) Через шестьдесят лет после его смерти стоимость скрипки Stradivari уже утроилась. В 1824 году Хабенек заплатил 2400 франков, и постепенно цены продолжали расти до 5000 франков. К 1870 году цены значительно выросли. В 1875 году одна модель Stradivari 1714 года была продана за 7900 франков, другая – 1716 года – за 15 000 франков, а последняя уже через месяц стоила 20 000 франков. «Мессию» 1716 года Аллард купил ещё за 25 000 франков. Скрипка проф. Вальдемар Мейерс из 1716 года (долгое время одна из самых красивых работ мастера в немецком владении), которая якобы была сделана для короля Англии Георга I, купил Рихерс в 1889 году за 20 000 марок, и вскоре после этого перепродал её за 25 000 марок.
Поэтому несомненно, что его скрипки с самого начала рассматривались владельцами как ценные произведения искусства и передавались по наследству, и поэтому предположение Хилла о том, что до наших дней дошло около 1000, может быть правильным. Но если сложить вместе несомненно подлинные произведения, то вряд ли получится около 100.
Братья Хилл попытались составить полный список скрипок Strad., которые всё ещё можно обнаружить, но сочли эту работу невыполнимой. Однако им удалось обнаружить 540 скрипок, 12 альтов и 50 виолончелей. Страдивари был смущающе точен в работе, и, как настоящий художник, он вкладывал свою лепту только в скрипки, которые действительно вышли из его рук. Помощникам он позволял выполнять только второстепенные подготовительные работы, а на скрипках, которые были изготовлены в его мастерской, но не им самим, он специально отмечал «sub disciplina» или «sotto la disciplina di Antonio Stradivari» и т.д. (*6).
6*) На некоторых скрипках, сохранивших первоначальный гриф, на нём можно найти буквы P.S., которые переводятся как Paolo Stradivari — имя младшего сына мастера. Однако возникает большой вопрос, допустимо ли такое толкование. Ничем не доказано, что Paolo Stradivari, ставший торговцем тканями, когда-либо пробовал делать скрипку. Кроме того, известные до сих пор шесть скрипок с этими загадочными буквами настолько красивы, что нет никаких оснований предполагать, что это дело рук постороннего человека. Возможно, P.S. клеймо резчика на шее, что ещё раз подтвердило бы, что Страдивари даже в мелочах настаивал на том, чтобы то, что он в отдельных случаях делал не собственноручно, было помечено. Но если P.S. действительно указывает на улицу Паоло, то, скорее всего, эти буквы являются просто обозначением права собственности. Прекрасным примером этого является «Бранкаччо» (владелец: Бранкаччо — Хамма — Вормбаум — Бернардель — Рехфуос — Хаммиг — Карл Флеш), известный только с 1896 года. На скрипке указан год выпуска 1725, а на оригинальном грифе — P.S. (см. Рис. в книге Хилла). Скрипки с надписью «sotto la disciplina» часто заметно отличаются от обычных моделей Stradivari, поэтому он, кажется, оставил своим ученикам довольно простора для игры, если они выучили что-то приличное. Такая скрипка ученика Stradivari великолепной работы, с прекрасным звуком, но сильно отличающаяся от модели мастера, принадлежит майору Циквольфу в Мюнхене.
Однако, когда появляются некоторые его настоящие произведения, которые не совсем соответствуют его собственным, он не может не упомянуть «sub disciplina» или «sotto la disciplina di Antonio Stradivari» и т.д. Что касается других его достоинств, то это объясняется тем, что после его смерти сыновья мастера снабдили его записками и продали также неоконченные скрипки и те, которые он сделал только в экспериментальных целях. Сам он не выпускал таких работ из своих рук, и дело в том, что с 1670 по 1690 годы, то есть с того времени, когда он работал над созданием своей собственной модели, существует очень мало скрипок. Число честных подражателей Страдивари легион; при тех ценах, которых достигают сейчас произведения Stradivari, до известной степени объяснимо и то, что число нечестных подражателей и фальшивомонетчиков не менее велико. Ниже 15 000 марок «Stradivari» уже не было в наличии до войны; теперь цены в марках устанавливаются в двадцать раз выше за самую хорошо сохранившуюся скрипку мастера, называемую скрипкой. «Мессия» (*7), Хилл и сыновья заплатили в 1893 году сумму в 50 000 франков; «Геркулес», принадлежащий Исайе в Брюсселе, был куплен за 26000 франков.
*7) Названа так потому, что коллекционер Тарисио, который владел ею, всегда говорил о ней, но никогда не привозил её в Париж, так что там её ждали, как евреи ждут Мессию.
О том, как выросли цены, свидетельствует тот факт, что скрипка «дер Кайзер» (Император), принадлежавшая фабриканту стальных пружин Жилло, была продана Лею Кристи в 1872 году за 5800 марок, в 1904 году уже стоила 20 000 марок, а затем перешла в собственность Яна Кубеллька за 93 000 марок. Виолончель 1714 года, принадлежавшая Батте — одно из самых великолепных произведений великого мастера, которую Алекс приобрёл в 1836 году за 7500 франков, а Хилл купил в 1893 году уже за 80 000 франков.
Не самая лучшая, но одна из самых интересных скрипок принадлежит дому Салабуэ, на которой рядом с цифрой 1736 года указан возраст Страдивари, написанный его собственной рукой.
— Через год после того, как эта скрипка была закончена, Страдивари умер. В 1729 году он приобрёл семейную гробницу в церкви Сан-Доменико, которая была снесена в 1869 году, на которой была сделана надпись «Sepolcro di Antonio Stradivari e suoi Eredi An. 1729». Камень сейчас хранится в ратуше Кремоны, но останки мастера были небрежно брошены в братскую могилу, когда церковь была снесена.
То, что может сделать мастер по изготовлению скрипки, сделал Страдивари. Дерево настолько превосходно и красиво, насколько это возможно, лак не менее, и описывать красоту, блеск и силу тона было бы тщетной попыткой. Универсальность его также должна вызывать восхищение, так как все виды струнных инструментов, распространённых в его время, известны, следовательно, помимо скрипок, также альты, виолончели, гаммы и т.д., а также басы, карманные скрипки, даже всевозможные лютни и арфы его работы. Он даже иногда занимался починкой старых инструментов, о чём свидетельствует записка на альте, на которой можно прочитать: «Corretto da me Antonio Stradivari». Для своих виолончелей у него было две модели, одна большая и одна маленькая (*8).
*8) Ряд владельцев подлинных творений Stradivari Хилл перечисляет в своей книге «Жизнь Страдивари» (1902) на «Кремона», стр. 94, также называется по-разному. К этим спискам можно было бы добавить, что великолепная скрипка 1714 года, принадлежавшая Франсину ван Хаю, была приобретена профессором Робертом ван Хаем после его смерти. Джено Хубай был приобретён. Сарасате принадлежали две скрипки Stradivari: жёлтая с явно выцветшей древесиной потолочного дерева и красноватая, несравненно более ценная, но он предпочёл жёлтую. Скрипкой 1693 года владеет доктор Фрид. Хегар в Цюрихе, один из 1700 профессоров. Анри Петри в Дрездене, в 1707 году Франц Шерг в Брюсселе, в 1709 году и в 1717 году Теодор Хаммерле в Вене, в 1719 году директор В. Кукс в Вене, в 1725 году, как уже упоминалось, Флеш в Берлине, в 1734 году король Саксонии. Виолончелью 1724 года владел профессор Роб. Хаусманн в Берлине. Более известна виолончель, купленная в 70-х годах у покойного виолончелиста Крумбхольца в Штутгарте за 7000 марок. После смерти последнего её приобрёл франкфуртский купец Кайзер за ту же сумму. От него она была передана К. Г. Мейеру из Лондона, который внёс за неё 10 000 марок. В 1890 году она была продана Роберту фон Мендельсону в Берлине за 40 000 марок — всё ещё очень высокая цена, хотя пол и рамы не совсем соответствуют красоте потолка, а виолончель, кроме того, имеет подкладку. Таким образом, цена выросла почти в шесть раз всего за два десятилетия. Несмотря на растущую редкость безупречно подлинных работ Stradivari, их стоимость продолжает расти, не говоря уже о повышении цен, которое связано с низкой покупательной способностью нашей марки.
Листы для скрипки: рис. 687, 701, 767, 768.
Комментариев пока нет