Якоб Штайнер, 3 часть

Якоб Штайнер, 3 часть

Информация из справочника "Скрипичные мастера от средних веков до настоящего времени" (1912 г.).
Виллибальт Лео Фон Лютгендорфф (перевод с немецкого).


Якоб Штайнер (Jacob Steiner) – родился 4 июля 1621 года в Абзаме (Тироль), умер в 1683 году.

 

Предыдущая статья: Якоб Штайнер, 2 часть.

Третья часть.

Даже если у Штайнера было много проблем с Хюбнером, большим несчастьем его жизни был конфликт с консисторией князя-архиепископа в Бриксене. Это было плохое время контрреформации, и в январе 1669 года Штайнер был обвинён в чтении лютеранских писаний совместно с портным Якобом Мерингером и даже в еретических фразах. Был ли судебный процесс оправданным, сегодня вряд ли можно решить, но духовный суд приговорил обоих. Они должны были открыто клясться в кающихся одеждах с горящей свечой в руках, пока книги сжигаются.

Оба апеллировали, и это очень хорошо говорит о том, что с католической точки зрения незначительная вина обоих заключалась в том, что суд защищал их везде, где это было возможно, так что духовенство должно было обходиться без крайних мер. Эти книги были сожжены, но Штайнер и Мерингер упорно отказывались отречься. Тогда консистория уже потребовала ареста обоих, что, к сожалению, было фактически выполнено. Штайнер также предпочел выполнить этот акт насилия, а не делать что-либо против своего осуждения; он только попросил отсрочку против поручителя, поскольку у него все ещё была работа над скрипками для монастыря Ротенбюх в Баварии; но ему разрешили работать над этим только в тюрьме.

Он содержался под стражей в течение полугода, и, вероятно, получил причину болезни, от которой впоследствии скончался. Когда свобода была предоставлена, Штайнер был сломленным человеком, его состояние ухудшилось, и он больше не мог продвигаться вверх. Вероятно, он все ещё усердно работал в своей мастерской, но, поскольку он делал всё с величайшим усердием и не терпел посторонней помощи в своих работах, то работал очень медленно, и доходы стали несоизмеримо меньше.

У Штайнера была большая семья, которую требовалось кормить, и поэтому его беспокойство, наконец, охватило его, и он погрузился в душевную боль. День его смерти неизвестен, но память всё ещё жива.

В 1898 году ему был установлен достойный памятник.

Как и Страдивари, Штайнер был универсален в своём искусстве, и вряд ли в то время существовал струнный инструмент, которого он не смог бы изготовить. Он пошёл по новому пути, хотя даже и не смог избежать влияния школы Амати. Однако, как отмечалось, он принял только то, что соответствовало его намерениям. Изменил контуры, прочность дерева и кривизну, где он посчитал нужным. Это дало его скрипкам что-то особенное, иногда тон звучания скрипки напоминает флейту, что вызывало восторг у всех музыкантов на протяжении всего XVIII века. Индивидуальный характер всех работ Штайнера сразу бросается в глаза. Его короткие F-отверстия с круглыми окончаниями также характерны. Также то, что у него иногда есть круглое или чаще звездообразное звуковое отверстие под грифом, и ему нравятся львиные головы и тому подобное на колковой коробке, и подобное этому. Надо только упомянуть попутно, что и некоторые другие его современники делали то же самое.

Его лак очень красивый и очень похож на итальянский. Если бы он «купил материалы» в Венеции, то лак, несомненно, сыграл бы важную роль, поскольку у него, конечно, могло быть дерево, какое ему было нужно, на родине. Краска была желто-красного цвета, но теперь часто показывает тон, напоминающий красное дерево. У Штайнера было три разных модели: маленькая, средняя и большая. Техническое совершенство штайнеровских скрипок оставалось недоступным для всех его подражателей, и он, возможно, имел основную идею, секрет которой взял с собой в могилу.

Клотц и Албан, его ученики, были очень умны, но они не смогли сравниться с мастером. Вскоре после смерти Штайнера его имя стало настолько известным, а его скрипки настолько востребованны, что возникло множество подделок. И, как говорят, даже Клотц прикрепил имя Штайнера к своим лучшим скрипкам.

Stainer2

Продолжение: Якоб Штайнер, 4 часть.

Теги история скрипки скрипичные мастера
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение