Антонио Страдивари. Первая часть
Информация из справочника "Скрипичные мастера от средних веков до настоящего времени" (1912 г.).
Виллибальт Лео Фон Лютгендорфф (перевод с немецкого).
________________________
Интереснейшая статья-исследование, взгляд столетней давности — из начала XX века — на жизнь и творчество величайшего мастера.
Предлагаем к ознакомлению заинтересованному читателю, Ваши skripkimira.ru
Страдивари, Антонио — Кремона. Родился между 1640-1650 гг., умер 18 или 19 декабря 1737 г. в Кремоне.
Ученик Николо Амати. Мастер всех мастеров по изготовлению скрипок, гениальный художник, который не мог достичь большего и тем более превзойти. Хотя при жизни он пользовался большим уважением, до нас дошли лишь скудные сведения о его жизни; немногочисленность достоверных сведений объясняется главным образом исследованиями Паоло Ломбардини, Саккиса и Манделлиса, которые передали свои исследования братьям Хилл. Но тем больше рассказывают нам его великолепные произведения.
— Страдивари происходит из старинной патрицианской семьи, имя которой также пишется Stradiverdi (Strativerti); ещё в 1127 году Ottolinus Stradivarius носил титул «Сенатор патриа»; тот же титул носил Egidius Stradivari в 1168 году; примерно в середине 14 века упоминаются два ученых-юриста Grisandro und Gughelmo Stradivari. Название, кстати, восходит к «Стратиарусу», то есть сборщику пошлин. Антонио был сыном Alessandro Stradivari (родился в 1602 г.) и Анны, урожденной Беверли Морони. Его рождение не зарегистрировано в городских архивах, и поэтому разумно предположить, что он родился не в самой Кремоне, а, возможно, в соседнем поместье, принадлежащем семье.
Мы даже не смогли бы определить год его рождения, если бы он не написал в одной из своих работ рядом со своим именем и датой рождения 1732 года «82 года». Таким образом, если это указание было точным, он, должно быть, родился не ранее 1650 года (*1).
*1) Фетис рассказывает о скрипке, которая, как говорят, хранилась в доме Салабуэ, на которой рядом с номером года рукой Страдивари написано: «anno aetatis 92», и поэтому в качестве года рождения он принимает 1644 год. Видел ли он сам эту скрипку - вопрос спорный. Нидерхейтманн также упоминает эту скрипку с замечанием: «Важна как единственный источник сведений о возрасте Stradivari», и тремя строками позже перечисляет так называемые «Скрипки Stradivari». На нём написана «Скрипка с лебединой песней» 1737 года и написано: «Этот инструмент содержит рукописный рисунок мастера, д'Анни 93'». Так что первое не было бы единственным источником информации о возрасте в конце концов. Но теперь У. Э. Хилл также знает несколько скрипок с возрастными обозначениями, которые делают 1650 год рождения более вероятным. Если взять среднее значение из странно колеблющихся данных о возрасте в налоговых списках, то это также говорит скорее в пользу 1650 года, чем в пользу 1640 года.
Из церковных записей также известно, что 4 июля 1667 года он женился на Франческе Ферабоски, вдове Джан Джакомо Капраса, от которой у него было шестеро детей. Франческа родилась в 1640 году, то есть, вероятно, на десять лет старше Страдивари, и умерла 25 мая 1698 года. 24 августа следующего года он вступил во второй брак с Антониеттой Замбелли (1664 г.р., умерла 3 марта 1737 г.), которая родила ему пятерых детей. Он купил у братьев Пиченарди дом на Пьяцца Сан Доменико № 2 (ныне Пьяцца Рома № 1) 3 июня 1680 года за 7000 имперских лир. Должно быть, уже тогда он был довольно богат, но позже стал богатым человеком; да, поговорка: «Богат, как Stradivari!» сохранилась в Кремоне и по сей день. К сожалению, до сих пор не найдено достоверного изображения мастера; поэтому мы ограничимся описанием личности величайшего скрипача от Полледро в Турине (1781-1853), и представим себе своеобразную личность величайшего скрипача.
Впоследствии Страдивари был высоким, измождённым мужчиной, который на работе всегда носил белую шерстяную шапочку и белый кожаный фартук. В юности он, несомненно, получил очень хорошее для своего времени образование; когда он поступил в ученики к Николо Амати и как долго оставался с ним, неизвестно; вероятно, он проучился, как это было принято в то время, шесть лет и, похоже, по-прежнему учится у Амати и после своего ученичества, да, считается, что в некоторых скрипках Амати, написанных до 1667 года, отчетливо видна рука Stradivari (*2).
*2) Ему также приписываются скрипки с надписью: «Nicolai Amati alumnus».
Поскольку он женился в 1667 году, то и в этом году ему придётся начать самостоятельную карьеру. Этому соответствует и тот факт, что самые старые скрипки, носящие его имя, были созданы между 1668 и 1670 годами. Уже его первые работы раскрывают его редкий талант, но он всё ещё находится под чарами школы Амати. Несомненно, он сам был прекрасным скрипачом и поэтому понял, чего ещё не хватало скрипачам-амати; как только он понял это, он начал пробовать свои силы, и в течение 30 лет он пробовал, пока, наконец, не нашёл то, что хотел. Известно, что он обладал невероятным трудолюбием; однако со времен становления его искусства сохранилось сравнительно немного скрипок; поэтому он, должно быть, снова уничтожил всё, что не соответствовало ему в полной мере.
Его творчество делится на три периода; первый из них датируется 1668-1686 годами.
В то время он ещё мало обращал внимания на красоту дерева; если это была просто хорошая глиняная древесина, он был прав. Но уже в это первое время он стремился усовершенствовать устаревшую модель Амати; хотя он и мало что изменил, но вскоре придал улитке более плавную форму и углубил её. Хорошим примером этого периода является так называемый «Период», датируемый 1679 годом. «Скрипка Хеллье». К настоящему времени он, кажется, познакомился с некоторыми шедеврами брешианской школы. Теперь он хотел соединить их более полное звучание со сладким звучанием скрипок Амати, и поэтому в работах его второго периода, датируемых 1686-1694 годами, есть что-то напоминающее брешианское, но теперь он делает изгиб более плоским, делает скрипки немного больше, перелистывает их (смелее и вырезает скрипки), и, таким образом, в произведениях его второго периода, которые относятся к периоду 1686-1694 годов, есть что-то напоминающее брешианское, но теперь он делает изгиб более плоским, делает скрипки немного больше. F-образные отверстия, которые он теперь делает менее крутыми, получаются более мелкими. Дерево также становится красивее, поскольку, похоже, он вообще тогда получал определённое удовольствие от отделки, поскольку украшал различные инструменты инкрустацией из слоновой кости (*3).
*3) Известно около десятка таких богато украшенных работ Stradivari.
Возможно, его побудили к этому особые заказы; так, в 1687 году он сделал несколько скрипок для испанского двора, а в 1684 и 1690 годах – для Космо Медичи, которые были особенно красиво отделаны. Влияние Брешии особенно заметно в скрипках, которые он начал изготавливать уже после 1687 года, и которые по размерам напоминают лучшие работы Маджини. Он сделал модель более узкой посередине, чем до или после; из-за этого скрипки выглядят немного длиннее, и поэтому модель получила название «allonge».
Эти попытки также не удовлетворили его, хотя в этом он уже превзошёл всех своих предшественников. В этот период на шнеке появляется шов средней глубины, второе кольцо на треть уже ширины ушка, внешний край шнека находится под прямым углом к внешним перпендикулярным линиям. В 1690 году модель становится крупнее, выпуклость красивее, она снова приближается к модели Амати, и возникает так называемый «цвет» «обожаемый покровитель». Около 1693 года его модель имеет длину около 35,8 см. Ширина верхней части составляет 16,8 см, между )( 11,4 и ширина нижней части 20,9 см. Дно слабо удерживается в «челюстях». Третий период начинается после 1695 года, достигает своего пика в 1714 году и продолжается до 1720 года. Это настоящий период расцвета мастера; теперь он нашёл то, что задумал. Ему исполнилось пятьдесят, когда он закончил свои подготовительные работы и исследования, его собственное творение, характерная модель Stradivari, совершенная во всех отношениях, была готова, и отныне его работы по основным вопросам мало чем отличались друг от друга.
Когда после 1720 года сохранность кисти несколько ослабевает, он хочет с помощью новой попытки сохранить свои работы на прежнем уровне и создаёт так называемую модель великого Страдивари. Это короткий период повторного цветения, но затем старческий возраст становится всё более ощутимым, выпуклость становится более заострённой без видимой причины, скрипки звучат менее чётко, даже краска уже не так красива, как раньше, и теперь имеет преимущественно коричневый цвет с матовым блеском, в то время как раньше она выглядела более тускло. Окрашенный в золотисто-жёлтый или бледно-красный цвет различных оттенков, но всегда блестящий и огненный.
Однако есть много людей, которые считают именно «последний» лак мастера пусть и не самым красивым, но всё же лучшим.
— Рассматривая деятельность Страдивари и предполагая, что произведения искусства не могут быть созданы научным путем, всё же следует сомневаться, что он пришёл к своим выводам чисто эмпирическим путем, руководствуясь лишь фактами опыта и чувством прекрасного. Мастера-скрипачи в Кремоне считались своими современниками художниками, сыновья знатных семей обращались к этому искусству, и, несомненно, существовали определённые традиции мастерских, основанные на науке, которые давали направление для экспериментов образованному и мыслящему художнику. Только этим объясняется тот факт, что новым скрипичным мастерам, среди которых, несомненно, было или есть много талантливых мастеров, не имевших ни опыта, ни понимания, ни чувства прекрасного, никогда не удавалось создать скрипку, которая действительно была бы похожа на безупречную скрипку Stradivari. Им удались копии, которые были до последней мелочи достойны восхищения, — но настоящей души всё же не хватало. Однако при современном состоянии искусства игры на скрипке самое безопасное — это копировать как можно точнее.
Продолжение: Вторая часть.
Комментариев пока нет