История музыки. Часть 2
Коллекция «Скрипки мира» и Елена Осока для Anadolu.Life.
РУБРИКА «История музыки».
История музыки. Часть 2
XIV век – начало традиции новизны
Французский католический епископ и композитор музыки Филипп де Витри первым пришёл к заключению, что задача музыканта – это создание нового. Воспроизводить канон сможет и ремесленник, но только художнику под силу нарушить одни правила и создать при этом новые.
Де Витри утвердил основополагающий принцип, который продвинул музыку вперёд, приподняв её над традиционной культурой. Теперь композитор – творец новых правил и новой эстетики, а вся история – постоянный пересмотр канона, творчество, перестройка прежнего, общепринятого – каким бы авторитетным и значимым оно ни было.
И музыка стала подобна науке с её расширением области знаний и суммы технологий, меняющимся контекстом и всё более узкой специализацией по направлениям.
XVII–XVIII век – переход от предметности к чувственности
До XVII века духовная вокальная музыка была предметна, строга по форме и не предполагала выразительности. Чувства, которые мы испытываем сегодня, прослушивая эту музыку, вызваны, прежде всего, дистанцией во времени, отделяющей нас от тех столетий. А задачей сочинителя было в буквальном смысле «выстроить здание» композиции, даже часто следуя и повторяя структуру собора, для которого музыка писалась.
И музыка получалась вертикально ориентированной, по тогдашним представлениям, это позволяло доставить наверх молитву – единственному адресату. Распространение светских вокальных жанров (их вершиной стала опера) вело к иной, горизонтальной ориентации передачи чувств – от исполнителя к слушателю.
В XVII веке в Италии десятками появлялись новые театры, и ошеломляющий успех оперы привёл к перелому: выражение чувств и представление событий стали основными задачами музыки до середины ХХ века.
XVIII–XIX век – возникновение дирижёра
До середины XVIII века группой музыкантов, как правило, руководил клавесинист, размахивая рукой или свёрнутыми нотами. Либо сам композитор с баттутой — специальной палочкой для отбивания такта. Известная сегодня дирижёрская палочка появилась в начале XIX века в Вене.
Впервые обособленную фигуру руководителя исполнением музыкального произведения ввёл в 1752 году немецкий флейтист Иоганн Иоахим Кванц в своем трактате «Опыт наставления в игре на поперечной флейте». Об этом – в главах «Что должно учитывать при выступлении в открытых концертах», «О качествах музыкального руководителя» и некоторых других.
Пройдёт ещё почти сто лет до появления книг Берлиоза и Вагнера о дирижёрской профессии.
В середине XIX века вместо «отбивателя ритма» дирижёр сделался полноправным «творцом» – когда повернулся к публике спиной.
Ещё позднее Герман Шерхен издал свой «Учебник дирижёрского искусства» (1929 год) – книга переиздаётся и поныне.
1894 год – начало музыкального модернизма
Основоположник: Клод Дебюсси, французский композитор.
Начиная с симфонической поэмы «Прелюдия к „Послеполуденному отдыху фавна“» и далее в новых произведениях Дебюсси видит оркестр как совокупность групп инструментов с продуманной фактурой звучания для каждой из них. В отличие от традиционного взгляда на оркестр как мощное средство создания насыщенного монументального звука.
Например, в группе флейта–альт–арфа основной звук всех инструментов различен, но их обертоны очень похожи. Это было сделано впервые – большое внимание тембровой палитре аккорда. Тембр теперь – важнейший самостоятельный параметр произведения, он требует тщательного порядка и классификации.
Роль классической гармонии резко снижается, важны одинаковые по составу, но ярко окрашенные аккорды.
1875 год – в мире появляется мода на русскую музыку
Первый фортепианный концерт Чайковского был впервые исполнен в Бостоне в 1875 году – в том числе потому, что его при странных обстоятельствах отказался исполнять в Москве Николай Рубинштейн, единомышленник и ближайший соратник Чайковского, виртуозный пианист и знаменитость той эпохи.
Рубинштейн просто не принял новаторства этого сочинения, ознакомившись с даже ещё не оконченной партитурой. В традиции России 70-х годов XIX века царила «реалистичная национальная музыка» – Милий Балакирев, «Могучая кучка».
Концерт же Чайковского был настоящим откровением, стоявшим в одном ряду с концертами Брамса или Листа, он требовал высочайшего уровня мастерства исполнителя. В итоге первым его сыграл выдающийся немец Ганс фон Бюлов. Теперь же Первый фортепианный концерт считается самым популярным во всём мире, в том числе в США.
За этим событием последовали огромный успех за пределами России и настоящая мировая слава Чайковского.
Ганс фон Бюлов
1913 год – в музыку входят шум и грохот
Итальянский композитор, поэт-футурист и художник Луиджи Руссоло создаёт шумовой оркестр на основе шумовых инструментов (Intonarumori). После написания им «манифеста футуристической музыки» происходит постепенное стирание границы между музыкой и шумом, одно из важнейших событий после начала распада тональности. Считается, что творение Руссоло повлияло даже на стили компьютерной эпохи – нойз и индастриал.
Intonarumori Руссоло – это фактически шумовые машины, подобные использовавшимся издавна в театре (в том числе оперном), а позже в кино. Принципиально новым было создание для таких инструментов партитуры, которая упорядочивала шумы во времени, заодно придавая и новый музыкальный статус.
Луижди Руссоло
1917 год – первая джазовая грампластинка
Джаз – один из первых музыкальных феноменов глобализации. В его формировании равноправно поучаствовали три континента: Африка, Америка и Европа.
На пластинке «Tiger Rag» коллектива Original Dixieland Jass Band записана мелодия французской кадрили. Её танцевали ещё в парижских публичных домах времён Луи Бонапарта (1852–1870 гг.). Кадриль очень близка к прямому предку джаза – регтайму (фортепианный танцевальный жанр).
С появления пластинок Dixieland (диксиленд) началась эра джаза, а сегодня диксилендом привыкли называть и весь традиционный джаз.
Елена Осока, октябрь 2021
Комментариев пока нет