Скрипичный лак
Споры о скрипичных лаках длятся столетиями, и начались они со времени создания скрипки. Школа Амати уделяла огромное значение выбору составляющих лака и способу его нанесения. А Гварнери верил, что лак – зло, и что он «сковывает» древесину.
Гибкость древесины зависит от многих факторов: от самой ели, она должна быть мелкослойной, расти в сухом климате, где много солнца, так как тогда она лучше резонирует.
Далее – форма деки. Здесь две основные школы: плоская модель (Антонио Страдивари) и «Штайнеровская» (сводчатая). Для каждой деки подбирается лак в зависимости от упругости дерева. Слабым декам делают более твёрдый лак. Упругим – более мягкий. Цвет лака также подбирается мастером индивидуально. Чаще всего мастера используют сок драцены. Это растение семейства юкковых, многие мастера называют краску из драцены «Драконова кровь».
Янтарный масляный лак состоит из натуральных компонентов, это янтарь (янтарная канифоль), льняное масло и живичный скипидар. Важнейшим свойством масляного лака является его способность не сковывать дерево и резонировать вместе с ним, он остаётся пластичным.
Использовался мастерами в допромышленную эпоху, специальным образом варился. Наносится только вручную, нанесение промышленным способом невозможно ввиду консистенции и длительного времени высыхания. Масляный лак сохнет очень долго, послойно – каждый слой 2-3 дня, затем наносится следующий, дополнительно шлифуется, а на лакировку скрипки уходит два месяца. Некоторые мастера пытались добавить ускорители высыхания, применяли сушку ультрафиолетом.
Поэтому современные мастера, а тем более промышленность предпочитают спиртовые лаки. Использование янтарного масляного лака в настоящее время – редкость.
Скрипка – удивительный инструмент, своим волшебным голосом и простотой конструкции она во все века остаётся неповторимой. Верхняя дека выдерживает натяжение струны до 110 кг. Всего четыре струны, но огромное количество звуков. При этом использование натуральных компонентов в клее позволяет разбирать (вскрывать) корпус скрипки и вновь собирать без ущерба для инструмента.
Автор: Елена Осока, основатель коллекции skripkimira.ru
Комментариев пока нет