Как выбрать скрипку
«Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки.
А скрипки, как хлеб, виноград и детей –
рождают и выращивают»
Из кинофильма «Визит к Минотавру»
Музыканты, выбирая при покупке скрипку, часто не понимают, на что нужно обращать внимание. В этой статье я хочу рассказать о важных деталях, и надеюсь помочь.
Конечно же, почти совсем не стоит обращать внимание на струны, машинки, колки и прочие расходные материалы, потому что всё это покупается музыкантом в последующем, для себя, в зависимости от личных предпочтений. Кому-то нравится, чтобы на всех струнах стояли машинки, кому-то они мешают, и тогда ставят машинку только на одной струне (двух струнах). Кто-то выбирает струны Thomastik, кто-то Pirastro. Подбородники и подставки – всё это подгоняется индивидуально под того, кто будет играть.
Несравнимо важнее обратить внимание на геометрические пропорции скрипки. Порой этикеток мастеров не сохранилось, и скрипки без этикеток автоматически относят к мануфактурным. На самом деле, даже при отсутствии этикетки, скрипка может быть мастеровой, а мастеровая скрипка, благодаря тому, что она сделана одними руками от выбора ели до покрытия лаком, будет звучать иначе, чем скрипка массового производства.
Рекомендую обратить внимание на завиток. Все завитки разные. У мастеровых скрипок завиток заужен максимально на вершине, и максимально широк у колковой коробки. У мануфактурных скрипок резьба на завитке не продолжается, а у мастеровых она продолжается в глубину, до самой колковой коробки.
Далее нужно взглянуть на колковую коробку, у мастеровых скрипок она гораздо уже, и её стенки более тонкие, у мануфактурных она шире. Шейка скрипки должна быть тонкой, потому что более толстая шейка отрицательно влияет на лёгкость звукоизвлечения (но не на сам звук).
Внимания заслуживают деки, прежде всего их толщина. У мастеровых скрипок деки более тонкие, их тщательно вытачивал мастер, он творил свою скрипку, вложил в неё всё своё стремление и тщательность. У мануфактурных – более толстые.
Это как раз влияет на звук, на его глубину, тембр, яркость. Конечно, чем дека тоньше, тем ярче звучит скрипка.
Большое значение имеет ель, из которой сделана верхняя дека. Полоски ели должны быть тонкими и находиться близко друг к другу. Такой «рубчик» имеет ель, которая растёт в горах в сухом климате, и именно она обладает насыщенным звучанием.
Важно обратить внимание на толщину обечаек, чем скрипка тоньше, тем ярче звук.
Ну и, конечно, лак, о котором спорят многие века. Лак защищает скрипку от воздействия окружающей среды и выполняет декоративную функцию. Скрипки, имеющие масляный лак, встречаются все реже и реже. Действие лака на звук инструмента – тема спорная, и подробно затрагивать её здесь не будем. Самое главное, чтобы лак и внешний вид скрипки нравился Вам. Кто-то любит золотистый, кто-то бордовый.
Желаю Вам сделать правильный выбор инструмента, который будет приносить радость и останется с Вами на долгие годы.
Елена Осока
Комментариев пока нет