Якоб Штайнер, 1 часть
Информация из справочника "Скрипичные мастера от средних веков до настоящего времени" (1912 г.).
Виллибальт Лео Фон Лютгендорфф (перевод с немецкого).
Якоб Штайнер (Jacob Steiner) – родился 4 июля 1621 года в Абзаме (Тироль), умер в 1683 году.
Первая часть.
Сын Мартина Штайнера и Сабины Grafingerstraße. Величайший мастер немецкой школы и художник, подобного которому, даже если он пошёл своим собственным путём, можно найти только в лице Амати и Страдивари.
Неизвестно, чьим учеником он был; утверждение о том, что он был первым учеником известного строителя органов Даниэля Герца в Уилтене, недалеко от того места, где он родился, кажется недействительным, потому что Герц даже не жил в Уилтене в юности Штайнера. Скорее всего, он получил первые уроки от любого абзамского фермера, который, как и многие другие в Тироле, занимался художественной резьбой и изготовлением скрипки зимой. С ранней юности он тоже некоторое время был пастушком, и его первые попытки в то время – он мог вырезать скрипку под открытым небом Бога. Всегда одинаковая повторяющаяся история делает его учеником-любителем. К сожалению, нет документальных подтверждений этому.
Возможность того, что он приехал в Кремону в молодом возрасте, должна быть признана без дальнейших церемоний. Он мог бы учиться там у Антонио Амати, который умер только в 1640 году, когда Штайнеру было 19 лет. Более вероятно, что он также будет в Кремоне – возможно, с Николо Амати – в течение первых лет постоянных переездов работал в качестве его подмастерья. Это предположение неожиданно подтверждается новой находкой. Любительница мастеровых скрипок Теодор Хаммерле приобрела в Вене у C.H. Voigt бывшую собственностью Vuilaumes скрипку с этикеткой от братьев Амати. Несмотря на итальянскую внешность и слова в этикетке, большая часть инструмента Voigt была окрашена в стиле, который с самого начала применял для своих работ только Штайнер. Скрипка была вскрыта для ремонта, и глубоко внутри корпуса под шейкой была найдена вторая потайная этикетка с другим описанием.
К сожалению, год размыт. Этикетка выглядит абсолютно подлинной. Исходя из этого, можно предположить, что Штайнер работал ассистентом у Амати, и в это время он публично не прикреплял свою этикетку к скрипке, изготовленной в мастерской Амати. И поэтому поместил её в то место, где никто не мог её увидеть.
С предположением, что он в Кремоне был с братьями Амати, на вопрос, где он узнал секрет итальянского лака и где он получил свою последнюю подготовку, которая превзошла всех других немецких производителей скрипки, ответить легко. Но, видимо, Штайнер был слишком артистом, чтобы стать простым подражателем. Он пошёл своим путём, применил более явную выпуклость и предпочёл немецкую форму F-отверстий и завитка; он только сохранил краску. Нужно рассматривать его отклонение от своих итальянских моделей как результат артистических соображений, потому что его модель фактически отвечала требованиям скрипачей того времени лучше, чем модель Амати. Штайнер хорошо понимал свое искусство, что доказывал на протяжении всей своей жизни.
Продолжение: Якоб Штайнер, 2 часть.
Комментариев пока нет