Йоахим Тильке
Информация из справочника "Скрипичные мастера от средних веков до настоящего времени" (1912 г.).
Виллибальт Лео Фон Лютгендорфф (перевод с немецкого).
(Tielke, Joachim) Йоахим Тильке – родился 14 октября 1641 года, умер 19 сентября 1719 года в Гамбурге.
Один из самых известных немецких лаутен- (лютня) и скрипичных мастеров своего времени, который, в частности, сделал самое высокое, когда-либо сделанное в художественном украшении.
Он был сыном Иоганна Тильке, в юном возрасте переехал с отцом в Гамбург.
Йоахим, несомненно, был из старинной семьи мастеров музыкальных инструментов, чьё точное происхождение не известно. Фамилия имеет северогерманские корни, поэтому родословная гораздо более вероятна из Кёнигсберга, чем из Мюнхена.
7 сентября 1669 года Тильке женился на Екатерине Флейшер (10 апреля 1646 года – 7 декабря 1724 года), которая, вероятно, также происходила из семьи мастеров.
Йоахим Тильке пользовался большим авторитетом и практиковал своё искусство в качестве вольного мастера, так как скрипичные мастера в Гамбурге не были выделены в официальную профессию.
Он был буквально завален срочными и длительными заказами, работал на княжеских дворах и сотрудничал с самыми выдающимися художниками.
Baron, который, возможно, знал его лично, пишет в своем «Исследовании инструмента лютни»: «Среди новых мастеров, которые приобрели большую известность в Тевтонской Области, особенно г-н Иоахим Тильке, живший в Гамбурге, достоин описания. Звучат его инструменты не особенно сильно, но вполне деликатно и приятно».
Корпуса инструментов Тильке из слоновой кости и чёрного дерева, а шейка обычно очень искусно выложена золотом, серебром и перламутром. Богатая вставка, возможно, иногда смягчала звук, но в остальном он наверняка обладал метким знанием законов акустики. По очертаниям отличался от кремонцев красотой. Работы Тильке и сегодня можно найти почти во всех значительных музеях в качестве драгоценных экспонатов.
Каталог большого числа инструментов Тильке даёт в своем журнале Jahrg (1899/1900).
По свидетельству Конрада фон Уффенбаха, Тильке получил за лютню «сто марок или пятьдесят гульденов тяжёлых денег», приз, который ещё с удовольствием выплачивался лаутенистами даже в 1790 году.
У него было семеро детей, три дочери и четыре сына, ни один из которых не стал мастером; вероятно, они, помогали ему украсить свои инструменты резьбой и вкладышами.
Иоахим Тильке отпраздновал 7 сентября 1717 года ещё в полном здравии праздник золотой свадьбы. Свидетельство о репутации, которой он пользовался, даёт праздничная надпись Мейслера, появившаяся тогда и содержащая некоторые ценные дополнения в биографию. Тем более желанные, учитывая незаслуженное забвение в XIX веке.
Запрос, направленный в Гамбургский архив в интересах настоящей работы, дал повод к эссе доктора Х. Нирмхайма в сообщениях Ассоциации истории Гамбурга (Bd. VII, тетрадь 1, No. 7): «К истории создания музыкальных инструментов в Гамбурге». Там содержится всё, что удалось найти в архиве о Тильке.
14 декабря 1897 года в Гамбургском Фремденблате также появилось эссе о Тильке Юлиуса Тиаса. В том же году 20 декабря – написанное ещё раньше, д-ром Дж. Хекшер и от того же автора, который нашёл праздничную надпись на золотой свадьбе Тильке. Ещё одно эссе в сообщениях Ассоциации гамбургской истории, содержащее биографический и генеалогический итог этой праздничной записи.
Из Фонда Х.В. Бюлова Гамбургский музей искусств и торговли купил несколько красивых работ И. Тильке. Хороший звучный инструмент во владении музея Любека, скрипка в Городском музее Ческе-Будеевице, один из Гамба 1695 с выпуклым дном, тёмно-рыжим лаком и характерной головой женщины в завитке коробки. Инструмент в коллекции Fritz Wild в Хагене, в Haiensee в Берлине – шестиструнная Виола да Гамба, в Историческом музее в Базеле.
Другие работы в Мюнхенском национальном музее, в Городском музее Брауншвейга, Стокгольмском музее, Музее в Копенгагене и т.д.
В остальном упомянутый каталог в журнале де Вита, который называет самые красивые сохранившиеся работы.
Кроме обычных этикетов «Joachim Tielke Fiorenza в fecit …..», иногда можно найти выгравированные на табличке из слоновой кости: «Tielke in Hamburg fecit (1700)».
Примечание.
В современных источниках принято указывать, что Йоахим Тильке родился в Кёнигсберге. Также говорится о том, что он много путешествовал, а среди инструментов его авторства преобладают лютни, виолы и гитары. Поэтому стоит напомнить, что приведённый оригинальный текст – перевод статьи из справочника, датированного 1912 годом.
Скрипка работы Joachim Tielke, 1684, Гамбург.
* Источник изображений: https://tarisio.com/.
Комментариев пока нет