Джованни Паоло Маджини
Информация из справочника "Скрипичные мастера от средних веков до настоящего времени" (1912 г.).
Виллибальт Лео Фон Лютгендорфф (перевод с немецкого).
Маджини, Джованни Паоло – Брешия. Родился в 1580 году, умер в 1632 году. Сын Giovanni («Зована») Maggini (1518 года рождения) и его жены Джулии (1544 года рождения) и внук Сира Bertolino de Maggini (родился около 1493 года) из Боттичино-ди-Сера, недалеко от Брешии. Его родители, вероятно, были земляками, переехавшими в город.
Год рождения Паоло следует из свидетельства 1588 года, в котором Zovan Maggini говорит, что у него двое сыновей; старший из них был сапожником и уже женат, младший – наш Giovanni Paolo – мальчик семи лет, который, вероятно, вскоре после этого поступил в учение к Гаспаро да Сало, где оставался до 21 года, как видно из свидетельства 1602 года, которое подписали оба, Учитель и «Гарзоне».
20 января 1615 года – тогда ему было 34 года – женился на 19-летней Маддалене Анне, дочери Фаусто Форесто. В то время он, вероятно, также приобрел дом в Контрада-дель-Палаццо Веккьо-дель-Подесте. Это самое существенное из того, что удалось выяснить о жизни Маджини. Ещё известно, что у него было семеро детей, четверо из которых умерли рано, и что примерно в 1626 году он купил второй дом на Контрада-делле-Бомбасане и несколько полей и т.д.; а в 1632 году он умер. Его вдова пережила его, до 24 ноября 1651 года.
В первые годы своей самостоятельности он довольно строго придерживался моделей своего учителя, часто был неточен в работе и не слишком разборчив в древесине. Но вскоре он, похоже, все же убедился, что ему небезразлично, какие сорта древесины обрабатывают, потому что он делал опыты с древесиной тополя, платана, ореха и груши. Звуковые отверстия по-прежнему показывают змеиную линию, обычную для древних альтов; кроме того, он слишком богато вставлял в свои скрипки элементы из слоновой кости и перламутра и т.д. Позже он освободился от влияния Гаспаро да Сало. Это здорово, и с тех пор производство скрипки обязано ему значительными успехами. Он делал многочисленные попытки и, вероятно, считал, что за счёт более высокой выпуклости можно добиться желаемого улучшения тона, поскольку работы его второго периода обычно уже известны тем, что они изогнуты выше, чем у первого. Однако позже он снова ушёл от этого. Работа, наконец, более точна, инкрустация более тщательна, а древесина изысканной красоты. Дальнейших успехов он добился в третьем периоде своего творчества. Возможно, там на него повлияли работы Антонио Амати и Джироламо Амати. Теперь он пришёл к свойственной ему модели и также нашёл правильные соотношения прочности древесины; характерны обычно применяемые им двойные вставки, более низкие рамы и завиток, который часто на один виток беднее обычного теперь. Его лак похож на лак Гаспаро да Сало, только более прозрачный, тонкий и огненный и разного цвета, но в основном светло-коричневого.
Его виолончели похожи по форме и лаку; только F-образные отверстия сидят слишком высоко. Он, бесспорно, был самым выдающимся мастером школы Брешии, и все последующие великие мастера находились под его влиянием. Правда, сегодня его скрипки уже не могут считаться звуковыми инструментами первого ранга, но из-за своей редкости они имеют высокую коллекционную ценность и оплачиваются необычайно дорого. Дно в основном вырезано после коры, а F-образные отверстия удлинены и оригинальны (для отверстий F нижняя точка всегда больше верхней). Улитка обычно немного меньше, чем у других скрипачей; колки очень крепкие. Трудно сказать, что от него осталось более 50 скрипок. Он одним из первых обратил внимание на выбор древесины и рассчитал соотношение толщины. О его жизни мало что известно; он жил, как уже отмечалось, в палаццо веккьо – дель-Подесте, 31, в Контрада-дель-Маджини, вероятно, в том же доме, где жил до него Гаспаро да Сало. В апреле 1907 года по указанию Кав. Пасини в Брешии воздвигнут памятный камень с надписью:
Giovanni Paolo Maggini,
родился в Боттичино-ди-Сера в 1580,
был учеником Гаспаро да Сало,
он усовершенствовал инструмент,
именовал себя скрипичным мастером,
работал в этом доме, откуда
его искусство распространилось,
и умер здесь, возможно,
во время чумы 1630-х.
Из его сыновей один умер в детстве, другой (Карло Ф.) стал торговцем шёлком; тем не менее, их часто ошибочно выдают за скрипачей. Записки Маджини – всегда год без числа.
Две великолепные скрипки Maggini, принадлежавшие, как известно, Шарлю де Берио, обе из которых перешли во владение Принца де Шимай, который, как говорят, купил их за 8000 франков.
Одной из самых красивых скрипок Maggini, но которая также может записывать в тон с любым Страдивари, обладал профессор Келлер в Штутгарте, не менее красивой – Теодор Хаммерле в Вене, другие (с 1620 года) Х. Штернберг, Мол в Штутгарте, очень хорошо сохранившийся альт принадлежит наследникам Филиппа Хиллера в Кенигсберге.
Ещё одна, замечательная, трудно воспроизводимая только из-за её большого размера – оперному певцу Густаву Шёбергу в Стокгольме.
Третьей, вероятно, из последних лет жизни Маджини, великолепной виолой владеет доктор медицины Опплер в Мюнхене. То, что Маджини, кроме скрипок, создал и другие популярные в свое время струнные инструменты, доказывает прекрасная цистра в венской коллекции старинных музыкальных инструментов.
Скрипичный лист: рис. 561
Комментариев пока нет