Главная История скрипки История музыки Модест Петрович Мусоргский, опера «Борис Годунов»

Опера «Борис Годунов», М.П. Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский, опера «Борис Годунов»

Швейцарский магазин «Скрипки мира» и Елена Осока для Anadolu.Life.
РУБРИКА «История музыки».

 

Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

«Борис Годунов» – наиболее значительное оперное произведение великого русского композитора XIX века Модеста Петровича Мусоргского, полностью им законченное (1869 год) и позже вынужденно переработанное во второй редакции (1872 год). Литературной основой либретто стала одноимённая историческая драма Александра Сергеевича Пушкина.

Действие происходит в период правления царя Бориса Годунова с 1598 по 1605 годы, перед началом «Смутного времени». А главными действующими лицами, по определению самого Мусоргского, стали «царь Борис Годунов и русский народ».

Модест Петрович Мусоргский_3

Модест Петрович Мусоргский

 

Путь оперы в театр был непростым и небыстрым. В своей первой редакции опера написана Мусоргским в 1869 году, после чего композитор передал её на утверждение в дирекцию Императорских театров. Ответ был отрицательным без указания причин, но имелись свидетельства, указывающие поводом отсутствие «положительной женской роли».

Поэтому Мусоргский продолжил работу: он написал новый «польский» акт с Лжедмитрием и Мариной Мнишек, добавил «Песню Шинкарки» для сцены в корчме. Картину «Площадь перед собором Василия Блаженного» композитор заменил на монументальную сцену о народном восстании под Кромами, было сделано и множество других доработок. Премьера второй редакции 1872 года, первоначально также отвергнутой, прошла в Мариинском театре Санкт-Петербурга лишь 27 января 1874 года.

Государственный академический Мариинский театр

Государственный академический Мариинский театр

 

И всё же при жизни Мусоргского опера «Борис Годунов» не получила истинного признания музыкального сообщества, даже несмотря на большой успех у публики. Музыкальная критика резко негативно выступила в оценках произведения, в том числе громко звучали голоса композиторов, которых Мусоргский считал своими близкими соратниками, друзьями по музыкальному кружку «Могучая кучка» – М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, и, к очень большому расстройству Модеста Петровича, даже Н.А. Римского-Корсакова. Новаторство идей и музыкальных интерпретаций Мусоргского встретили критически, а местами – враждебно.

Сам композитор, написавший ряд других шедевров: оперы, оркестровые пьесы, фортепианные и вокальные циклы, романсы и многое другое, также не получил большого признания при жизни, что воспринималось им болезненно, привело к депрессии, алкогольной зависимости и преждевременной кончине в 1881 году в возрасте всего лишь 42 лет.

Музыка Мусоргского несла в себе черты ярко выраженного русского национального колорита, была необычной и новаторской, что не соответствовало канонам господствовавшей тогда музыкальной моды, ориентированной на Западную Европу, как и вкусам её российских подражателей.

В 1882 году опера «Борис Годунов» была исключена из репертуара Мариинского театра Санкт-Петербурга.

Модест Петрович Мусоргский_2

М.П. Мусоргский

 

Через 10 лет после смерти Мусоргского в 1891 году Николай Андреевич Римский-Корсаков взялся за доработку и переделку оперы «Борис Годунов», желая адаптировать её к современным музыкальным нормам. Работа была закончена через пять лет, и в 1896 году опера в редакции Римского-Корсакова была впервые представлена в Санкт-Петербургской консерватории. После чего опера именно в этой редакции вернулась в репертуары лучших театров Санкт-Петербурга и Москвы, других городов России, представлялась в Европе – например, в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже в 1908 году.

На сегодня существует несколько редакций оперы «Борис Годунов»: две редакции Мусоргского, две – Римского-Корсакова (вторая – от 1908 года), редакция знаменитого советского композитора Дмитрия Шостаковича, и некоторые другие. Все версии в разные годы XX века, и по наши дни представлялись в ведущих театрах России, Европы, США – в Лондоне, Милане, Нью-Йорке, в том числе и авторские редакции М.П. Мусоргского.

В наше время музыковеды признают, что характерам героев оперы и духу времени повествования больше соответствует именно авторский вариант произведения.

Опера «Борис Годунов»

Опера «Борис Годунов»

 

Модест Петрович Мусоргский – непризнанный при жизни гениальный композитор и виртуозный фортепианный импровизатор. Обычно писал музыку сразу начисто, заранее всё продумывая и гармонизируя в уме, без набросков и черновиков. Он значительно превзошёл по вкладу в мировую музыку практически всех своих критиков и гонителей, включая коллег по «Могучей кучке» Балакирева, Кюи, отчасти даже своего друга и ближайшего соратника, гениального Римского-Корсакова.

Сейчас в основном только специалистам известны имена участников отрицательного (шесть голосов против одного) тайного голосования репертуарного комитета 1871 года по опере «Борис Годунов»: немцев Людвига Маурера и Эдуарда Бетца, чехов Эдуарда Направника и Игнатия (Гынека) Воячека, француза Сильвена Манжана, итальянца Джованни Ферреро, А.Д. Попкова.

А именем Мусоргского названы малая планета, самолёт и корабль, улицы в десятках городов от Бреста и Калининграда до Владивостока, в том числе в Москве и Алма-Ате (Казахстан), столице Болгарии Софии, Харькове (Украина). Имя композитора присвоено Михайловскому театру оперы и балета в Санкт-Петербурге, Государственной консерватории в Екатеринбурге, многим государственным музыкальным училищам, колледжам и школам. Установлены памятники в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пскове и других городах, отчеканены памятные монеты.

 

Елена Осока, ноябрь 2021

Елена Осока

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение