История музыки. Часть 1
Коллекция «Скрипки мира» и Елена Кепец (Осока) специально для читателей Anadolu.Life.
РУБРИКА «История музыки».
Впервые музыка как организованная мелодия появилась в Древней Греции. Терпандр из Спарты первым начал напевать стихи, то есть он использовал повторяющуюся мелодию для запоминания стихов. Также Терпандр вошёл в историю как создатель усовершенствованной кифары, разновидности лиры, добавив к имеющимся четырем струнам ещё три, увеличив диапазон инструмента почти до октавы.
Согласно легенде, Пифагор первым связал музыку и математику. Он (или кто-то из его последователей) математически систематизировал музыкальные интервалы – пифагоров (или пифагорейский) строй.
В 507 году музыкант уже считается мудрецом. Римский философ Боэций вводит три категории музыки: мировая (mundana), человеческая (humana), практическая (instrumentalis). Таким образом, музицирующий человек получает три аспекта: теоретический, сочинительский, исполнительский. Боэций изобрёл латинскую буквенную нотацию. С 1026 по 1030 годы у нот появляются названия и место на нотном стане. Бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо располагает ноты на четырёх линейках, в промежутках между ними вводит ключи, аналоги скрипичному, альтовому, басовому, и для того, чтобы ноты было удобнее запоминать, им присваиваются названия по первым слогам молитвы к Ионанну Крестителю.
Вслед за нотацией появляется само понятие композиции. Появление алфавита делает музыку письменной. Изобретение способа зафиксировать высоту – узловая точка всей музыкальной истории. Текст приобретает все большее значение.
1150-е годы вошли в историю музыки появлением первой женщины-музыканта. Хильдегарда Бингенская (1098-1179 гг.), основательница бенедектинского монастыря, в 1150 году мелодии, написанные для её монастыря, собрала в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений». Это первое в истории представление о жанре моралите с оригинальной музыкой. Хильдегарда впоследствии была канонизирована как святая.
В 1501 году итальянец Оттовиано Петруччи публикует первый нотный сборник «Сто сладкогласных песен». В этом сборнике опубликованы сочинения композиторов того времени: Окегема, Обрехта, Жоскена Депре и других.
Йоханнес Окегем, фламандский композитор
1677 год характеризуется появлением схемы родства тональностей. Композитор Николай Дилецкий проводит музыкально-теоретическое исследование и создаёт круг тональностей, который показывает устройство мажорной и минорной системы.
1802-1817 годы – появление культа виртуоза: Никколо Паганини – первый виртуоз эпохи романтизма, его собственные сочинения – каприсы для скрипки, которые мог купить любой и ставшие отдельным жанром, были вызовом виртуоза не виртуозу. Он много гастролировал, привлекая публику не только мастерством игры на скрипке, но и своим неординарным поведением.
1850 годы – расцвет оперы. Опера становится массовым увлечением. Огромные речитативные эпизоды теперь пропеваются. Голоса соревнуются с инструментами. Джузеппе Верди доводит оперы до совершенства, добавляя драматургический стержень в свои произведения.
1892 год – классическая форма музыки впервые распадается. Французский музыкант Эрик Сати ищет новые музыкальные закономерности и создаёт свою собственную систему композиции. Сати пишет пьесу «Раздражение», которая состоит из одной-единственной страницы, которую нужно сыграть 840 раз подряд. Впервые это предписание исполнит через 70 лет Джон Кейдж. Сати стал первым композиторам, создавшим принципы авангарда.
Автор: Елена Осока
Комментариев пока нет