История музыки. Часть 1

История музыки. Часть 1

Коллекция «Скрипки мира» и Елена Кепец (Осока) специально для читателей Anadolu.Life.
РУБРИКА «История музыки».

 

Впервые музыка как организованная мелодия появилась в Древней Греции. Терпандр из Спарты первым начал напевать стихи, то есть он использовал повторяющуюся мелодию для запоминания стихов. Также Терпандр вошёл в историю как создатель усовершенствованной кифары, разновидности лиры, добавив к имеющимся четырем струнам ещё три, увеличив диапазон инструмента почти до октавы.

Согласно легенде, Пифагор первым связал музыку и математику. Он (или кто-то из его последователей) математически систематизировал музыкальные интервалы – пифагоров (или пифагорейский) строй.

В 507 году музыкант уже считается мудрецом. Римский философ Боэций вводит три категории музыки: мировая (mundana), человеческая (humana), практическая (instrumentalis). Таким образом, музицирующий человек получает три аспекта: теоретический, сочинительский, исполнительский. Боэций изобрёл латинскую буквенную нотацию. С 1026 по 1030 годы у нот появляются названия и место на нотном стане. Бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо располагает ноты на четырёх линейках, в промежутках между ними вводит ключи, аналоги скрипичному, альтовому, басовому, и для того, чтобы ноты было удобнее запоминать, им присваиваются названия по первым слогам молитвы к Ионанну Крестителю.

Вслед за нотацией появляется само понятие композиции. Появление алфавита делает музыку письменной. Изобретение способа зафиксировать высоту – узловая точка всей музыкальной истории. Текст приобретает все большее значение.

1150-е годы вошли в историю музыки появлением первой женщины-музыканта. Хильдегарда Бингенская (1098-1179 гг.), основательница бенедектинского монастыря, в 1150 году мелодии, написанные для её монастыря, собрала в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений». Это первое в истории представление о жанре моралите с оригинальной музыкой. Хильдегарда впоследствии была канонизирована как святая.

В 1501 году итальянец Оттовиано Петруччи публикует первый нотный сборник «Сто сладкогласных песен». В этом сборнике опубликованы сочинения композиторов того времени: Окегема, Обрехта, Жоскена Депре и других.

Йоханнес Окегем, фламандский композитор
Йоханнес Окегем, фламандский композитор

1677 год характеризуется появлением схемы родства тональностей. Композитор Николай Дилецкий проводит музыкально-теоретическое исследование и создаёт круг тональностей, который показывает устройство мажорной и минорной системы.

1802-1817 годы – появление культа виртуоза: Никколо Паганини – первый виртуоз эпохи романтизма, его собственные сочинения – каприсы для скрипки, которые мог купить любой и ставшие отдельным жанром, были вызовом виртуоза не виртуозу. Он много гастролировал, привлекая публику не только мастерством игры на скрипке, но и своим неординарным поведением.

1850 годы – расцвет оперы. Опера становится массовым увлечением. Огромные речитативные эпизоды теперь пропеваются. Голоса соревнуются с инструментами. Джузеппе Верди доводит оперы до совершенства, добавляя драматургический стержень в свои произведения.

Джузеппе Верди
Джузеппе Верди

1892 год – классическая форма музыки впервые распадается. Французский музыкант Эрик Сати ищет новые музыкальные закономерности и создаёт свою собственную систему композиции. Сати пишет пьесу «Раздражение», которая состоит из одной-единственной страницы, которую нужно сыграть 840 раз подряд. Впервые это предписание исполнит через 70 лет Джон Кейдж. Сати стал первым композиторам, создавшим принципы авангарда.

Джон Кейдж, США
Джон Кейдж, США

 

Автор: Елена Осока

Елена Осока

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение